Проект семинара – практикума «Лидеры»

Во­прос фор­ми­ро­ва­ния ли­дер­ских ка­честв у сту­ден­тов се­год­ня ак­туа­лен и на­хо­дит­ся в по­ле зре­ния мно­гих уче­ных и прак­ти­ков. Се­год­няш­няя жизнь тре­бу­ет от выс­шей шко­лы вос­пи­та­ния мо­ло­до­го спе­ци­а­лис­та с вы­со­ким уров­нем со­ци­аль­ной ак­тив­нос­ти. Се­год­няш­ние ра­бо­то­да­те­ли ука­зы­ва­ют на по­треб­ность в кад­ров, об­ла­да­ю­щих ли­дер­ским по­тен­ци­а­лом, уме­ю­щих ра­бо­тать в ко­ман­де, об­ла­да­ю­щих ор­га­ни­за­ци­он­ны­ми и ком­му­ни­ка­тив­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми. Но нуж­но при­знать­ся, что вуз не всег­да вы­пус­ка­ет та­ко­го спе­ци­а­лис­та, ко­то­ро­го тре­бу­ет ра­бо­то­да­тель.

С каж­дым го­дом в вуз при­хо­дит все боль­ше ин­фан­тиль­ных мо­ло­дых лю­дей, не же­ла­ю­щих ра­бо­тать в ко­ман­де, брать на се­бя ка­кую-ли­бо от­вет­ст­вен­ность за ор­га­ни­за­цию то­го или ино­го де­ла.

Как же по­мочь сту­ден­там вы­ра­бо­тать в се­бе ли­дер­ские ка­чест­ва?

Ис­сле­до­ва­ния де­я­тель­нос­ти по раз­ви­тию ли­дер­ских ка­честв по­ка­зы­ва­ют, что на раз­ви­тие этих спо­соб­нос­тей ока­зы­ва­ет боль­шое вли­я­ние во­вле­че­ние сту­ден­тов в об­щест­вен­ную де­я­тель­ность, в ра­бо­ту ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния. И чем рань­ше сту­дент нач­нет во­вле­кать­ся в эту де­я­тель­ность, тем рань­ше он про­явит се­бя как ли­дер.

На прак­ти­ке за­ме­че­но, что те сту­ден­ты, ко­то­рые еще в шко­ле участ­ву­ют в об­щест­вен­ной жиз­ни, за­ни­ма­ют­ся в раз­лич­ных круж­ках – быст­рее адап­ти­ру­ют­ся и в ву­зе, на­чи­на­ют участ­во­вать в ме­роп­ри­я­ти­ях, вхо­дят в ак­тив ву­за, ста­но­вят­ся са­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми сту­ден­чес­ких дел, со­зда­ют со­ци­аль­ные про­ек­ты и во­пло­ща­ют их в жизнь.

Чрез­вы­чай­но важ­ной в сис­те­ме под­го­тов­ки ли­де­ров яв­ля­ет­ся про­ект­ная де­я­тель­ность, ког­да сту­ден­ты про­ду­мы­ва­ют всю сис­те­му про­ек­ти­ро­ва­ния, ход ре­а­ли­за­ции и оцен­ку эф­фек­тив­нос­ти со­ци­аль­но зна­чи­мых для ву­за про­ек­тов.

Целью данного проекта является:

  • при­влечь сту­ден­тов и бу­ду­щих аби­ту­ри­ен­тов к об­щест­вен­ной де­я­тель­нос­ти;
  • уста­нов­ле­ние дру­жес­ких и де­ло­вых кон­так­тов меж­ду сту­ден­та­ми НФ НИТУ «МИСиС» и школь­ни­ка­ми го­ро­да;
  • раз­ви­тие у сту­ден­тов и аби­ту­ри­ен­тов ли­дер­ских ка­честв;
  • при­об­ще­ние бу­ду­щих аби­ту­ри­ен­тов к цен­нос­тям и тра­ди­ци­ям НФ НИТУ «МИСиС»;
  • адап­та­ция сту­ден­тов 1 – 2 кур­сов и адап­та­ция бу­ду­щих аби­ту­ри­ен­тов в сту­ден­чес­кой сре­де.

За­да­чи:

  • под­держ­ка твор­чес­кой ак­тив­нос­ти сту­ден­тов и школь­ни­ков;
  • вы­яв­ле­ние ли­де­ров сре­ди сту­ден­тов и аби­ту­ри­ен­тов;
  • обу­че­ние со­зда­нию со­ци­аль­ных про­ек­тов;
  • вы­яв­ле­ние ин­те­рес­ных идей с целью во­пло­ще­ния их в фи­ли­а­ле.

Участ­ни­ки про­ек­та:

  • сту­ден­ты НФ НИ­ТУ «МИ­СиС»;
  • школь­ни­ки го­ро­да.

При­вле­ка­е­мые спе­ци­а­ли­с­ты:

  • го­род­ско­го цент­ра ини­ци­а­тив;
  • мо­ло­деж­ной па­ла­ты го­ро­да;
  • от­де­ла со­ци­аль­ных и кор­по­ра­тив­ных про­грамм ОАО «Ураль­ская сталь»;
  • ди­рек­ции по пер­со­на­лу ОАО «Ураль­ская сталь».

Эта­пы ра­бо­ты:

  1. Под­го­тов­ка ме­роп­ри­я­тия:
    • ор­га­ни­за­то­ра­ми про­ек­та де­ла­ет­ся при­гла­ше­ние на се­ми­нар – прак­ти­кум из рас­че­та три че­ло­ве­ка от каж­дой шко­лы;
    • ор­га­ни­за­то­ры го­то­вят:
      1. ауди­то­рию;
      2. чай­ную гос­ти­ную с чаем и вы­печ­кой;
      3. пре­зен­та­цию о НФ НИ­ТУ «МИ­СиС»;
      4. ве­ре­воч­ный курс на спло­че­ние;
      5. вы­ступ­ле­ния спе­ци­а­лис­тов.
  2. Ход ме­роп­ри­я­тия:
    • у вхо­да в НФ НИТУ «МИСиС» ку­ра­то­ры и сту­ден­ты встре­ча­ют гос­тей и про­во­жа­ют их в ак­то­вый зал;
    • участ­ни­ки се­ми­на­ра ре­гист­ри­ру­ют­ся;
    • им раз­да­ют­ся же­тон­чи­ки с ука­за­ни­ем но­ме­ра ко­ман­ды.
  1. Те­о­ре­ти­чес­кая часть:
    • в ак­то­вом за­ле участ­ни­ков се­ми­на­ра при­вет­ст­ву­ет ди­рек­тор НФ НИТУ «МИСиС»;
    • на­чаль­ник от­де­ла вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты зна­ко­мит при­сут­ст­ву­ю­щих с вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты в фи­ли­а­ле;
    • пред­ста­ви­те­ли ОАО «Ураль­ская сталь» рас­ска­зы­ва­ют о тре­бо­ва­ни­ях ра­бо­то­да­те­ля к спе­ци­а­лис­там;
    • пси­хо­ло­ги цент­ра ини­ци­а­тив го­во­рят о том, как вос­пи­тать в се­бе ли­дер­ские ка­чест­ва.
  2. Прак­ти­чес­кая часть:
    • участ­ни­кам пред­ла­га­ет­ся раз­бить­ся на ко­ман­ды в со­от­вет­ст­вие с но­ме­ром же­тон­чи­ка, по­лу­чен­но­го при вхо­де, и при­ду­мать на­зва­ние ко­ман­ды и де­виз;
    • ко­ман­дам предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность са­мос­то­я­тель­но по­зна­ко­мить­ся с фи­ли­а­лом;
    • им раз­да­ют­ся кар­точ­ки с во­про­са­ми, на ко­то­рые ко­ман­ды долж­ны най­ти от­вет, по­се­щая ауди­то­рии и ком­на­ты фи­ли­а­ла (на­при­мер: Что на­хо­дит­ся в ауди­то­рии № 121?, Как зо­вут биб­лио­те­ка­ря фи­ли­а­ла?, Сколь­ко сто­лов в сто­ло­вой? И т.д.);
    • как толь­ко ко­ман­ды вы­пол­нят за­да­ния, им пред­ла­га­ет­ся вы­сту­пить, на­звав свою ко­ман­ду, де­виз и за­чи­тав свои во­про­сы и от­ве­ты;
    • да­лее идет «Ве­ре­воч­ный курс». Это се­рия тре­нин­го­вых уп­раж­не­ний, про­грам­ма са­мо­обу­че­ния груп­пы, где ее участ­ни­ки на­хо­дят ре­ше­ния, ру­ко­водст­ву­ясь лишь собст­вен­ным опы­том. В каж­дой груп­пе уп­раж­не­ния про­во­дит спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ный ве­ду­щий – пред­ста­ви­тель студ­со­ве­та фи­ли­а­ла. Ос­нов­ная цель ве­ре­воч­но­го кур­са – спло­че­ние груп­пы в про­цес­се пре­одо­ле­ния труд­нос­тей, со­зда­ние ат­мо­сфе­ры вза­им­но­го до­ве­рия и под­держ­ки в кол­лек­ти­ве.

Сле­ду­ю­щий этап – клю­че­вой.

До не­го пред­ла­га­ет­ся вы­сту­пить пред­се­да­те­лю сту­ден­чес­ко­го со­ве­та ву­за, ко­то­рый обо­зна­чит уз­кие ме­с­та в ра­бо­те студ­со­ве­та:

  • ин­фан­тиль­ность мно­гих сту­ден­тов;
  • уста­рев­шие фор­мы ра­бот и т.д.

Пред­се­да­тель студ­со­ве­та об­ра­ща­ет­ся к при­сут­ст­ву­ю­щим по­мочь ны­не дейст­ву­ю­ще­му со­ве­ту ак­ти­ви­зи­ро­вать ра­бо­ту, на­пол­нив ее но­вы­ми иде­я­ми. Каж­дой ко­ман­де раз­ра­бо­тать со­ци­аль­ный про­ект, ко­то­рый студ­со­вет НФ НИТУ «МИСиС» мог бы ре­а­ли­зо­вать со сту­ден­та­ми.

 По окон­ча­нию ра­бо­ты над про­ек­та­ми участ­ни­кам пред­ла­га­ет­ся прой­ти в чай­ную гос­ти­ную и вы­пить чай с вы­печ­кой.

Сле­ду­ю­щим эта­пом яв­ля­ет­ся об­суж­де­ние про­ек­тов.

За­кон­чить это ме­роп­ри­я­тие пред­ла­га­ет­ся дис­ко - ве­че­ром.

Ожи­да­е­мые ре­зуль­та­ты:

  • спло­че­ние ко­манд;
  • вы­яв­ле­ние ли­де­ров;
  • на­хож­де­ние но­вых идей для ре­а­ли­за­ции их в фи­ли­а­ле.

Сро­ки ис­пол­не­ния про­ек­та – но­ябрь 2012 го­да.

Тре­бу­е­мые за­тра­ты:

  • Ор­га­ни­за­ция чай­ной гос­ти­ной – 4000 руб.

Раз­ра­бот­чи­ки про­ек­та:

  • от­дел вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты НФ НИТУ «МИСиС» – На­чаль­ник от­де­ла Тка­че­ва С.В.;
  • студ­со­вет НФ НИТУ «МИСиС» – пред­се­да­тель - Во­ро­нин С.Г.