Такие слова как "бакалавриат" и "магистратура" широкому кругу Российских граждан стали известны после присоединения России к Болонской конвенции и перехода к двухуровневой системе образования. У мно­гих аби­ту­ри­ен­тов и их ро­ди­те­лей, при­вык­ших к тра­ди­ци­он­ной сис­теме по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния - спе­ци­а­ли­те­ту, воз­ни­ка­ет множество во­про­сов.

Что такое «Болонский процесс»?

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Болонский процесс объединяет 47 стран: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

 Кто такой «бакалавр»?

Бакалавр (от латинского "baccalarius" - "молодой человек") – первая академическая степень в многоуровневой структуре высшего профессионального образования. В России эта ступень подготовки введена в 1993 году, а с 31 декабря 2010 года "бакалавр" и "магистр" стали основными квалификациями для поступающих в российские вузы. Таким образом, степень "бакалавр" – это законченное базовое высшее образование.

Каковы преимущества двухуровневой системы высшего образования?

В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (обычно 4 года обучения). Магистратура (обычно 2 года обучения) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

Выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.

Кроме того бакалавр мажет продолжить обучение в магистратуре на бюджетной основе, при этом предоставляется отсрочка от службы в рядах ВС РФ.

Как относятся к диплому бакалавра работодатели?

Многие родители и абитуриенты сомневаются, стоит ли обучаться на бакалавриате. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Для работодателя важно прежде всего высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры».

Квалификация "бакалавр" используется в международной практике и понятна работодателям за рубежом. Иностранные работодатели часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.